Профессор
Одесского национального университета,
доктор географических наук
Владимир Дергачев. Иллюстрация: crimeatime.blogspot.ru
ИА REGNUM публикует с некоторыми сокращениями доклад профессора Одесского национального университета, доктора географических наук Владимира Дергачева
на международной конференции "Стабильность в Причерноморском регионе:
внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления" (Симферополь,
15-18 ноября 2012 года).
Геополитика Черноморья: внешние и внутренние вызовы
После
самоубийства Советского Союза и распада мировой социалистической
системы в период краткого рыночного романтизма доминировала идея
создания Большого Черноморья - эффективной экономической региональной
группировки. В 1992 году был подписан Договор о Черноморском
экономическом сотрудничестве, на основании которого в 1999 году
причерноморские государства образовали Организацию Черноморского
экономического сотрудничества (ЧЭС). Однако эта идея вошла в
противоречие с логикой глобальной конкуренции и евразийской доктриной
США. Ведущими геополитическими игроками в Черноморском регионе стали Европейский Союз, США, Турция и Россия. Основная цель заключалась в геополитическом переформатировании региона. Членами Европейского Союза и НАТО
стали Болгария и Румыния. Грузия оказалась под особым патронажем США,
превратившем республику в форпост Америки на Кавказе. Были созданы
региональное экономическое объединение ГУАМ
(Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), Организация за демократию и
экономическое развитие, коммуникационный проект ТРАСЕКА (Шелкового пути
через Южный Кавказ и Черное море). Но прошло время, и эти
крупномасштабные проекты оказались малоэффективными или провальными.
Организация
ЧЭС не стала полноценной региональной группировкой. Парадоксальная
особенность этого регионального сотрудничества заключается в том, что
большинство стран, игнорируя реальную географию и геополитику,
декларируют стратегический европейский или проамериканский выбор.
Конкуренция между ними за транзитные функции доминирует над
интеграционными проектами субрегионального сотрудничества.
В
результате провала по созданию "розово-оранжевого" геополитического
пояса верности на рубежах евразийских цивилизаций произошло очередное
поражение в евразийской геополитике Соединенных Штатов. Искусственно
созданное межгосударственное политическое и экономическое объединение
ГУАМ практически прекратило свою деятельность. Этот американский проект,
не имеющей экономической целесообразности, должен был выполнять
геополитическую антироссийскую роль по углублению раскола постсоветского
пространства и его переформатирования в интересах Запада. Попытка
реанимировать проект за счет создания региональной Организации за
демократию и экономическое развитие тоже провалилась. Режимы, созданные в
результате "цветных" революций американскими политтехнологами на
Украине и в Грузии, потерпели поражение. Участие в антироссийском
геополитическом образовании ГУАМ не принесло Киеву политического
капитала и экономических выгод. Внешнеторговый оборот со странами этой
группировки не превышал 2%.
Не оправдал радужных ожиданий широко
разрекламированный проект Европейского Союза ЕвроАзиатского
международного транспортного коридора (ТРАСЕКА) из Западной и Северной
Европы через Черное море на Южный Кавказ и Центральную Азию в Китай.
Отсутствие перспективных массовых грузопотоков свидетельствуют об
ограниченных возможностях этого варианта возрождения Великого Шёлкового
пути. В связи с созданием Таможенного Союза возросло значение транзита из АТР
в Европейский Союз через территорию Казахстана, России, Белоруссии,
образующих единое таможенное пространство. Тогда как по маршруту ТРАСЕКА
сохранилось множество таможенных и других пограничных барьеров...
Черноморский
регион из-за политической нестабильности остается непривлекательным для
зарубежных инвестиций. В результате не только мирового финансового, а
системного кризиса неолиберальной модели Черноморский регион оказался на
мировой периферии. Почему?
Одной из ошибок, характерной для
относительно молодой с позиций исторического времени западной
политэкономической системы, явилось игнорирование мировых
геополитических циклов. Известная геополитическая модель Кондратьева - Валлерстайна
была создана для капиталистической системы, насчитывающей несколько
столетий, и не учитывает вероятность смены больших геополитических
циклов. Мировой системный кризис неолиберальной модели глобализации
совпал со сменой мирового геополитического цикла Восток - Запад -
Восток. Согласно авторской геополитической теории Больших многомерных
пространств выделяются следующие геополитические циклы: краткосрочные
40-летние циклы, среднесрочные 100-летние циклы, долгосрочные 500-летние
циклы кардинальной смены мировой геополитической архитектуры и мировых
(глобальных, трансконтинентальных) коммуникаций.
Происходит
кардинальная смена мировой геополитической архитектуры мира. Начинается
новый 500-летний геополитический цикл, ведущий к смене генерального
направления Восток - Запад - Восток, и соответствующей трансформации
мировых (трансконтинентальных) коммуникаций и мировых полюсов
экономического и технологического развития. В настоящее время Евразия
входит в новый геополитический (коммуникационный) цикл, когда Южные моря
получают приоритет над трансконтинентальными маршрутами между Западом и
Востоком Евразии. Третий раз в евразийской истории с интервалом в пять
столетий наступает Великий час Южных морей - Великого морского пути
между странами АТР и Европой. Как показывает история Евразийского
континента, когда начинает возрождаться морской путь, происходит
затухание Шелкового пути. Надежды на возрождение этой мировой
коммуникации из-за отсутствия конкурентного контейнерным перевозкам
груза оказались преувеличенными.
Великие державы после распада
СССР начали сражение за Большие геополитические пространства.
Государства Западной Европы форсировали процесс расширения на Восток
Европейского Союза, куда из причерноморских государств были приняты
Румыния и Болгария. Соединённые Штаты, реализуя евразийскую доктрину,
объявили о создании геополитического проекта Большой Ближний Восток,
куда включили бывшие советские кавказские республики (Грузию,
Азербайджан и Армению). А чтобы не допустить чрезмерного "братания"
Германии и России начали вести последовательную политику по созданию
Черноморско-Балтийского коридора с опорой на Польшу и Румынию. В целях
недопущения усиления мощи России за счёт интеграции с Украиной, особое
внимание было уделено организации "оранжевой" революции, а самостийные
провинциальные националисты были объявлены буревестниками демократии. С
большим опозданием после геополитического самоубийства СССР просыпается
демократическая Россия с намерениями создания Евразийского
экономического пространства (Евразийского Союза).
Успешно осуществившая модернизацию Турция также не желает
ограничиваться черноморским экономическим сотрудничеством, тем более что
она стала образцом подражания и притягательности для тюркских
государств и республик на постсоветском пространстве. Учитывая такое
качество значительной части украинской политической элиты как
продажность, не исключена при ухудшении экономического положения
самостийного государства трансформация так называемого стратегического
партнёрства Киева с Пекином в создание китайского протектората в
Черноморском регионе.
Соединённые Штаты не отказались и не
откажутся от реализации геополитической евразийской доктрины, получившей
название "демократической петли Анаконды". Если в эпоху противостояния
двух сверхдержав эта "петля" сдерживания советского блока охватывала
береговую зону Евразии, то на рубеже веков она сместилась на рубежи
(берега) евразийских цивилизаций от Польши через Черноморье и Южный
Кавказ, Центральную Азию и Монголию, то есть от Балтики к Тихому океану.
Реальностью стали военные базы НАТО в странах Прибалтики, Польше,
Юго-Восточной Европе (Румынии и Болгарии), американское присутствие на
Южном Кавказе (Грузии) и Центральной Азии (Киргизия). За влияние в
Монголии идет ожесточенная борьба между США и Китаем при слабеющем
присутствии России.
В связи с тем, что не оправдались прогнозы
американских аналитиков в отношении Пекина, и Китай по экономической
мощи может опередить США значительно раньше (к 2016 году), Вашингтон
делает основой акцент в евразийской геополитике на создание санитарного
кордона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Принята Тихоокеанская военная
доктрина, направленная на сдерживание Поднебесной в регионе.
Американские военные базы в АТР будут усилены за счет передислокации
значительной части американских войск из Афганистана. Переформатирование
во внешней политике ослабляет, но не отменяет военное присутствие США в
Черноморском регионе.
В реализации своей евразийской доктрины США
рассчитывают на помощь союзника в регионе по НАТО - Турцию, которая
безуспешно пыталась интегрироваться в Европейский Союз. Вашингтон
последовательно проводит политику "демократической петли Анаконды" по
созданию буферной зоны между Западной Европой и Россией. Американский
геополитик Джордж Фридман
предлагает Турции альтернативу европейской интеграции - возглавить
буферную зону между Балтикой и Черноморьем (Intermarium), в которой
Америка активно опекает Польшу и Румынию.
Однако у Турции
существуют другие геополитические планы. Анкара реализует либеральную
многопартнерскую версию неоевразийской доктрины с элементами "третьего
пути", эффективно сотрудничая с Западом и Востоком, в отличие от
многовекторной российской политики постоянных уступок. Этот курс
обострил борьбу местных западников и евразийцев. В 2010 года в Турции
состоялся исторический референдум, на котором правящая Партия
справедливости и развития получила "вотум доверия" в отношении
дальнейшей демократизации и ограничения роли армии, которая выступала
гарантом сохранения курса кемализма. Турция не только возрождается как
региональная держава, но и смогла предложить свою модель интеграции в
многополярном мире. В отличие от примитивной и провальной национальной
российской идеи "удвоения ВВП", фундаментом турецкой модернизации стало
сочетание высоких технологий с высокими моральными качествами. Турция
эффективно использует евразийское геополитическое положение страны на
историческом перекрестке торговых путей. Но главное, в многопартнерской
геополитике Турции доминирует чувство национального достоинства и
отсутствует слепое раболепие власти перед Западом. Турция ведет активную
внешнюю политику на Южном Кавказе, где её основным союзником является
Азербайджан. Строительство железнодорожной магистрали Карс (Турция) -
Тбилиси - Баку усилит присутствие Турции на Кавказе. Турецкий бизнес
широко представлен в грузинской Аджарии (Батуми).
Геополитика не
терпит пустоты, и на постсоветском пространстве в Азербайджане, Аджарии и
Гагаузии возросло влияние Турции, в Молдове - Румынии, в Грузии - США.
На российском Дальнем Востоке, Киргизии, Казахстане и Таджикистане -
Китая, в Туркмении и Таджикистане - Ирана и Турции. Несмотря на это,
Россия остаётся главным геополитическим игроком на постсоветском
пространстве СНГ,
является основным или крупным торговым партнером для большинства новых
независимых государств. Обеспечивая работу для миллионов гастарбайтеров,
Россия снимает социальную напряженность в странах ближнего зарубежья.
В последние годы возросла активность России в Черноморском регионе, что обусловлено энергетическим фактором (проект "Голубой поток"
по дну Черного моря в обход Украины) и подготовкой к Олимпийским играм в
Сочи. Россия заинтересована, чтобы военная угроза не исходила с её
южных границ в Черноморье и на Кавказе. Несмотря на утрату экономической
мощи, Россия остаётся второй ядерной державой. Московский Кремль не
пытается воссоздать Российскую империю, так как не желает брать
ответственность за новые независимые государства, но стремится не
допустить их военно-политического союза с Западом (НАТО) и предлагает
интеграционную евразийскую модель наподобие Европейского Союза. Но чтобы
сохранить статус великой державы, Россия часто позволяет использовать
себя как "дойную корову".
В связи с озвученным проектом
Евразийского Союза усилилось давление Запада на Белоруссию и Казахстан,
чтобы не допустить интеграции постсоветского пространства. Для
Белоруссии в качестве пряника предлагается обсудить с помощью
прозападных НПО мифическую интеграцию Белоруссии в Европейский Союз с
учетом неудавшегося опыта Украины. Здесь посредником выступают
преимущественно Польша и Литва. Эта проблема обсуждалась на
международной конференции "Беларусь на перекрестье интеграций: отношения
с ЕС в ситуации формирования Евразийского Союза" (Минск, ноябрь, 2012
года). В дальнейшем предлагается реализация идеи "интеграции интеграций"
несуществующего Евразийского Союза с Европейским Союзом. Нельзя также
игнорировать активизации роли успешно модернизированной Турции на
постсоветском пространстве, особенно в отношениях с Казахстаном.
Украина
остается государством с "некомпетентным суверенитетом". Джордж Фридман
после посещения Киева пришел к следующему выводу, что Украина является
независимым государством, но не знает, "что делать с этой
независимостью". Он подметил известные особенности ментальности
украинской элиты, озабоченной проблемой под кого "залечь" - под
Европейский Союз, Россию или США.
Историческая природа украинской
независимости основана на антирусской идее. Поэтому перманентные
российско-украинские конфликты будут продолжаться в обозримом будущем,
пока вместо расколотой Западной и Восточной Украины не состоится единая
украинская нация. В отличие от России, украинские олигархи имеют
огромное влияние на власть и используют её для решения своих
корпоративных задач. Независимой Украине еще предстоит преодолеть
синдром "младшего брата", который привык рассчитывать на преференции
"старшего брата", независимо от своего поведения.
Проблемы
вступления в Зону свободной торговли ЕС и Таможенный союз СНГ не имеет
чисто экономического решения для Украины. Выбор зависит не от
политической воли власти, а от желания украинских олигархов получить на
Западе легитимность для выведенных в оффшоры капиталов и активов. За
последнее время на фоне перманентного ухудшения деловых отношений с
Россией Украина начала форсировать китайский геоэкономический вектор,
что может привести к созданию китайского протектората в Восточной
Европе. С учетом политики Китая в отношении выкупа долговых ценных бумаг
некоторых государств Евросоюза Пекин становится новым геополитическим
игроком на европейском континенте.
Россия на протяжении двух
столетий затратила огромные материальные и финансовые ресурсы и создала
мощную инфраструктуру для коммуникационного "южного окна" в Европу и
другие части света. Усиление позиций НАТО в Черноморье, принятие Турцией
в одностороннем порядке ограничений режима судоходства в Проливах,
нанесло существенный ущерб интересам России. Формируется новая
коммуникационная ось Санкт-Петербург - Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону
- Новороссийск. Создание нового пути "из варяг в греки" еще больше
сузит хинтерланд украинских портов и усилит тяготение районов Восточной
Украины к этой скоростной магистрали. Будущее российско-украинских
отношений будет зависеть от умения использовать созидательную рубежную
энергетику многомерного коммуникационного евразийского пространства в
целях достижения геополитического баланса между Востоком и Западом,
Севером и Югом, при доминирующей роли России.
За геополитикой
"Большой трубы" Украина видится из Кремля как транзитное государство, а
не самое большое за пределами пространство русского языка и культуры.
Если Кремль проиграет последнюю битву за Восточную Европу и целостность
православной цивилизации, можно будет поставить крест на возрождении
великой державы.
Румыния претендует на роль региональной державы в
Юго-Восточной Европе. Страна впервые за последнее столетие освободилась
от угрозы отторжения причерноморской Добруджи, через которую проходил
стратегический сухопутный коридор Российской/Советской империи на
Стамбул. Румыны, гордящиеся римскими корнями названия государства и
языка, ощущают себя частью Западной Европы. Находясь в социалистическом
лагере, румынское руководство часто дистанцировалось от советской
политики, и ориентировалось на Запад. Благодаря западным кредитам
коммунистическая Румыния реализовала грандиозный проект строительства
канала Черноводы - Констанца. Коммунистическое руководство выплатило
внешний долг, но подорвало уровень жизни румын. После падения Берлинской
стены в Румынии были осуществлена кровавая антикоммунистическая
революция, "гений Карпат" - президент Чаушеску
был казнен, а спецслужбы (секуритате) стали составной частью
"демократизации" страны. Европейский Союз и НАТО были выбраны новой
властью как надежная "крыша" для сохранения суверенитета. Но как
показало время "крыша" оказалась дырявой.
Националистическая
партия "Великая Румыния" выступает за территориальные претензии к
Украине, за пересмотр государственных границ и воссоединение с Румынией
южной Бессарабии и северной Буковины и создания Великой Румынии в
границах 1940 года. Партия была представлена в румынском парламенте, но
на выборах 2008 года не преодолела пятипроцентный барьер. Доктрина
"Великой Румынии" стала возможной благодаря провинциальным националистам
Украины и Молдовы, считающим преступным пакт Молотова-Риббентропа.
Создание Великой Румынии на основе воссоединения с Молдавией всегда
будет находить сторонников среди политической элиты страны (Очевидно
под "воссоединением" подразумевается повторная оккупация Бессарабии и
Буковины Румынией, по аналогии с оккупацией в 1918 - 1940 и 1941-1944
гг. Формирование румынского государства и румын как нации происходило на
части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй
половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской
империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии - прим. ИА REGNUM).
Оппоненты румынских националистов считают румынскую идентичность
вторичной по отношению к молдавской. Молдова была процветающей советской
республикой. Поэтому здесь в отличие от стран ЦВЕ сохранилась
ностальгия по советскому прошлому.
В Румынии, преимущественно в
Трансильвании, проживает 1,5 млн. венгров, которые борются за автономию.
Заметную роль в политической пространстве Румынии играет
Демократический союз венгров Румынии, имеющий представительство при Европейском парламенте.
В 2011 году в Венгрии вступил в силу закон о предоставлении не только
второго венгерского гражданства, но и избирательного права
представителям диаспоры. Аналогичный закон, направленный на
"воссоединении нации" за счет Молдовы и Южной Бессарабии имеется в
Румынии. Поэтому форсирование румынскими националистами создания
"Великой Румынии" может привести к утрате Трансильвании.
Соединённые
Штаты отводят Румынии важную роль в создании антироссийской оси Варшава
- Бухарест. Тем более, что в новой истории уже озвучивались попытки её
соорудить (польская концепция Третьей Европы, проекты
Центрально-европейского союза и создания "центрально-европейской
федерации стран народной демократии"). Вашингтон рекомендует Румынии
активнее сотрудничать с членами Вышеградской четвёрки (Польша, Венгрия,
Чехия, Словакия), лоббируя их интересы в Черноморском регионе - важном
коридоре транспортировки энергоресурсов.
"Головокружение от
успехов" привело к поспешному расширению Европейского Союза на Восток. В
нарушение правил были приняты новые страны, чьи макроэкономические
показатели не отвечают среднеевропейскому уровню. Кроме того, не
завершился процесс модернизации принятых в ЕС средиземноморских стран
(Португалии, Испании и Греции). В результате Евросоюз разделился на
страны доноры во главе с Германией и периферийные депрессивные страны. В
условиях разразившегося кризиса еврозоны у Брюсселя ограничились
возможности по поддержке периферийных стран. Европейский Союз не
обладает военно-политической мощью, а США абсолютно доминируют в НАТО.
Поэтому, хотя военный блок престал быть оборонительным союзом, страны
ЦВЕ вынуждены лавировать между ориентацией на Брюссель и Вашингтон.
В
странах ЦВЕ до кризиса еврозоны сохранялся иждивенческий "еврооптимизм"
при падении проамериканских настроений. Джордж Фридман считает, что
страны ЦВЕ должны преодолеть наивную фантазию, что младенческий по
возрасту Европейский Союз "представляет тысячелетнее преобразование
Европы в мирное Царствие Небесное". Кризис еврозоны наглядно показал,
что это не так".
В Восточной Европе региональным индикатором
процессов геополитической и геоэкономической трансформации является
историческая область Новороссия (с Крымом) или Украинское Причерноморье.
Здесь сосредоточен самый большой за рубежом России массив русских и
других нетитульных для Украины народов. Это социокультурный регион с
глубокой исторической памятью сформировался в геополитическом
пространстве Российской империи. Новороссия стала самым удачным примером
создания полиэтнического социума по-европейски с элементами личной и
экономической свободы. В отличие от украинцев Галиции, бывшей
колониальной окраине Австро-Венгерской империи, в менталитете жителей
Причерноморья интернационализм всегда доминировал над идеями
национализма.
Новороссия - самый успешный пример европейской
региональной интеграции в Российской империи связанной с личностями
государственных деятелей, для которых интересы отечества были выше
личных. Европейский либерализм, полиэтничность и традиции экономической
свободы обеспечили не только уровень жизни, но и высокое её качество. В
результате во время Гражданской войны Новороссия в основном была на
стороне белых, а зажиточное крестьянство встало под знамена батьки Махно.
Поэтому советская власть наказала Новороссию репрессиями, особенно в
Крыму и Одессе, а название края было выведено из употребления. Ныне эту
политику продолжает украинская власть.
Этот регион в традиционной
геополитике выступает в качестве важнейшего геополитического узла не
только Восточной Европы и Черноморья, но и Евразии наряду с Балканами и
Афганистаном. Украинское Причерноморье играет исключительно важную роль в
формировании геополитического кода Украины.
Неблагоприятная
трансформация Украинского Причерноморья обусловлена не только
перманентными политическими кризисами в стране, но и геополитическими
факторами. Непризнанная Приднестровская республика является фактором
нестабильности, превратила Одессу в главные криминальные ворота
Тирасполя на мировые рынки (Тиражируемая преимущественно молдавскими
СМИ информация о существовании масштабной контрабанды, в том числе
оружия, из Приднестровья, была официально опровергнута миссией
Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине
(EUBAM), которая начала свою деятельность 30 ноября 2005 года в
результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко.
Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности,
обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном
экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не
нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель
EUBAM Удо Буркхолдер
заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи
Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и
это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии - прим. ИА REGNUM).
Требуется последовательная политика в украинско-российских отношениях
по проблемам Азовского моря и Керченского пролива. Как показали события
2003 г. отсутствие согласованного юридического статуса Азовского моря и
пролива может привести к межгосударственному конфликту. Но самой большой
проблемой остается геополитическая трансформация социокультурного
исторического региона с многомиллионным русским населением, рубежной
русско-украинской культурой и доминированием русского языка. Обостряется
проблема и других нетитульных народов, не желают отождествлять свое
будущее с бедным государством криминально-коррумпированной демократии.
Эта неопределенность отрицательно сказывается на инвестиционном климате в
Украинском Причерноморье.
После падения "железного занавеса"
изменилась геоэкономическая обстановка в Причерноморье. После
двухсотлетнего периода регион "вернулся" на северную периферию
средиземноморского пространства, где его хозяйство оказалось
неконкурентоспособным, а исторические функции транзитной торговли
утрачены. Следует констатировать, что долгая славянская дорога к
Черноморью сменилась дезинтеграцией исторического коммуникационного
пространства на западных рубежах Великой Евразийской степи.
На
Южном Кавказе Грузия выполняет функции главного форпоста США в
идеологическом и геополитическом противостоянии с Россией. В прошлом на
геополитический выбор Грузии влияло Православие. Но чтобы восстановить
роль грузинской церкви, необходимо доминирование в обществе истинно
верующих граждан. Грузия при Сталине
была образцово-показательной советской республикой, живущей
преимущественно на дотации Москвы. Был создан миф об особой грузинской
ментальности. У местных радикальных националистов доминирует миф о
"единой и неделимой" Грузии. Грузинская политическая элита настроена
преимущественно антироссийски и не собирается отказываться в военном
отношении от зависимости от США и вступления в НАТО. Грузия утратила
после очередного грузинского блицкрига территории Абхазии и Южной
Осетии.
Ведущей отраслью грузинской экономики является пищевая
промышленность. В сельском хозяйстве занята половина трудоспособного
населения. Сельскохозяйственные земли переданы в частную собственность и
активно скупаются китайцами, азербайджанцами и армянами. Местные
предприниматели заинтересованы в восстановлении экономических отношений с
Россией. Грузинская экономика, особенно сельское хозяйство не могут
эффективно существовать без российского рынка. Сельскохозяйственная
продукция Грузии, расположенной на северной периферии создаваемого
американцами Большого Ближнего Востока, является здесь абсолютно
неконкурентоспособной. В советские времена Грузию посещало до 5 млн.
туристов. В 2006 году впервые за годы независимости - всего 976 тыс.
Поэтому восстановление экономических связей с Россией возможно при
отказе от создания на территории Грузии кавказского плацдарма НАТО. При
этом нереально участие православной Грузии в Евразийском Союзе, который
пока существует как намерение. Только после эффективного работы
Таможенного Союза можно будет обсуждать более глубокую экономическую
стадию интеграции евразийского пространства.
Соединённые Штаты
осуществили в Грузии крупномасштабный проект по модернизации правовой
системы и правоохранительных органов Грузии. На этом фоне реформа
правоохранительных органов в России выглядит как пародия на грузинскую
правоохранительную систему, хотя и не устранившую, кроме коррупции,
другие местные проблемы.
Из-за эмиграции катастрофически
сокращается число этнических грузин и увеличивается доля мусульман. В
России проживает свыше 2 млн. грузин. Осталось 60 тыс. русских, а сотни
тысяч уехали в Россию. Из 100 тыс. греков осталось 10 тыс. На
азербайджанское и армянское меньшинства приходится свыше 15% от общей
численности населения Грузии (без Абхазии и Южной Осетии). В регионах их
компактного проживания (Джавахети и Картли) отмечается напряженность
межэтнических отношений. Меньшинства не владеют государственным языком,
их участие в общественной жизни страны ограничено, все важные местные
должности занимают этнические грузины. Идет процесс миграции меньшинств в
Армению и Азербайджан.
Азербайджан рассматривался как главный
энергетический союзник Европейского Союза на Кавказе. Внешняя политика
Соединённых Штатов направлена на недопущение тесных экономических связей
между Азербайджаном и Ираном, где имеется многочисленная
азербайджанская диаспора. Но, несмотря на это, в ближайшем будущем будет
введена в эксплуатацию железная дорога из Ирана в Азербайджан - как
часть международного транспортного коридора "Север - Юг" из России в
Иран.
В Армении наблюдается противостояние между пророссийским и
проамериканским вектором внешней политики. Особенно в 90-е годы важная
роль в этом процессе принадлежала армянской диаспоре в Америке.
Выводы.
За последнее время Черноморский регион постепенно превращается в
периферийную зону мировой политики. Организация Черноморского
экономического сотрудничества не стала полноценной региональной
группировкой. Преувеличенной оказалась её роль в обеспечении
региональной безопасности. Трудности региональной экономической
интеграции обусловлены геополитической обстановкой на рубежах
евразийских цивилизаций.
В обозримом будущем геополитическая
обстановка в Черноморье будет характеризоваться столкновением
геостратегических интересов НАТО, ЕС, России и Турции, реальными
политико-экономическими возможностями контроля транспортировки
энергоресурсов. Попытки США вытеснить Россию из Черноморского региона за
счет усиления роли Украины и превращения её в региональную державу не
увенчались успехом. Однако отсутствие у России последовательной и
твердой черноморской политики может привести к утрате геополитических
позиций в регионе.
В результате мирового системного кризиса
ослабло влияние в Черноморском регионе Европейского Союза и США при
росте активности России и Турции. События в Сирии стали испытанием для
российско-турецких отношений. Сирия была главным советским союзником на
Ближнем Востоке, а Турция - оплотом НАТО в регионе. Поэтому требуется
время для геополитического переформатирования. В Черноморском регионе
гарантами безопасности должны выступать в первую очередь Россия и
Турция, имеющие многовековой исторический опыт решения региональных
проблем и присутствия на Кавказе. Необходимо усилить взаимодействие
России и Турции в решении проблем Южного Кавказа. Главный союзник Турции
на Южном Кавказе - Азербайджан, проводит традиционно умеренно дружескую
политику в отношении России (очевидно, по аналогии с "умеренно дружеской политикой" Молдавии или той же Украины в отношении РФ - прим. ИА REGNUM). Для Москвы главным союзником на Южном Кавказе остается Армения.
Украина
и Грузия не имеют самостоятельной региональной политики, служат пешками
в чужой геополитической игре. Болгария и Румыния не только вступили в
НАТО, но и предоставили свои территории для размещения американских
военнослужащих и объектов ПРО.
Неблагоприятная геополитическая и
геоэкономическая трансформация исторической области Новороссии
(Украинского Причерноморья) закончилась утратой морской мощи и
генеральных коммуникаций, включая транзитные функции, возможности
создания курорта международного значения в Крыму. Инвестиционная
привлекательность региона имеет ряд ограничений. С севера - перманентная
политическая нестабильность киевской власти, с запада - нерешенная
проблема Приднестровья, с востока - неспокойный Крым с проблемой
базирования российского ВМФ. Только на юге удалось решить проблему
Змеиного за счет существенных потерь континентального шельфа ("Решением
проблемы" стал проигрыш в феврале 2009 года Украиной в Международном
суде ООН (на который она согласилась добровольно) пограничного спора с
Румынией. В результате Румыния получила 80% спорной территории вокруг о.
Змеиный. На отсуженном Румынией у Украины шельфе обнаружены
потенциально значительные запасы газа и нефти, которые в настоящее время
исследуются на предмет рентабельности их добычи - прим. ИА REGNUM).
Крым
занимает особое место в геополитической трансформации Черноморского
региона и в ближайшем будущем станет полигоном испытания украинской
государственности. Крым никогда за свою тысячелетнюю историю не был
связан на протяжении длительного периода со слабым националистическим
государством. На фоне непрекращающейся российско-украинской конфронтации
Крым может быть навсегда потерян для Киева и Москвы.
Утрата в
геополитическом коде Украины транзитных функций морских рубежей может
обострить проблему Крыма. Этот геополитический "остров" слабо связан с
коммуникационным пространством Украины. Формирование транспортного
коридора из Западной Европы в направлении Берлин - Львов - Керчь с
созданием стационарного перехода через Керченский пролив и далее на
Кавказ и Средний Восток реально может усилить коммуникационные функции
украинского и российского Причерноморья, особенно Крыма и Новороссийска.
Поэтому украинская власть должна поддержать предложение Тбилиси о
возобновлении движения по железной и автомобильной дороге вдоль
черноморского побережье через Абхазию. Восстановление этого
транспортного коридора приведет к переформатированию в региональной
геополитике на Южном Кавказе. Но расширение возможностей для
экономических связей выгодно для всех стран региона. Как говорит
восточная мудрость "когда идет торговля - пушки молчат".
Формирующаяся геополитическая архитектура станет безопаснее, если
будет формироваться на принципах региональной биполярности. Биполярный
мир более устойчив, чем однополярный не только в масштабах всей планеты,
но и на региональном уровне. Наиболее приемлемой является
геополитическая архитектура Евразии, исходящая из триады - Западная
Европа, Восточная Европа и Туран, учитывающая особенности
западно-христианской, православной и мусульманской (тюркской)
цивилизаций. Фундаментом такой архитектуры миропорядка может служить
геополитическая ось Берлин - Москва - Анкара. Такая геополитическая
конфигурация на основе межцивилизационного диалога будет важным гарантом
мира в Евразии и Черноморье.