Андрей Окара: В ОКРЕСТНОСТЯХ НОВОГО
КОНСТАНТИНОПОЛЯ, или восточнохристианская цивилизация перед лицом
новейшего мирового хаосо-порядка(Окончание)
Проблема субъектности «креативного класса» и создание нового миростроительного проекта
Кризис Модерна и формирование глобального постиндустриального
общества, в котором крайне высока ценность нематериальных активов —
образов, идей, концептов, идентичностей, символов, мифов, текстов,
культурных и технологических образцов, объектов интеллектуальной
собственности — порождает представление о программируемости развития —
о том, что будущее можно не только прогнозировать, но и эффективно
моделировать. Модель «закрытого будущего», в котором вероятность
развития событий жестко детерминирована, осталась в эпохе Модерна.
В последнее время в связи с усложнением глобальных связей и систем
управления, появлением новых политических субъектов, развитием
формальных и неформальных сетевых сообществ, а также в связи с
применением когнитивного оружия, гуманитарных технологий, технологий
«управляемого хаоса» и ассиметричных стратегий, актуально говорить уже
об «открытом будущем». Горизонт прогнозирования в условиях глобализации
и повышенной социальной турбулентности снижается, вероятность развития
событий детерминирована не так сильно, как раньше, а их вариативность
значительно возрастает.
Проектирование и воплощение сценариев по управлению будущим путем
скоординированных точечных усилий — задача и род деятельности
немногочисленного «креативного класса».
Но такое управление становится возможным лишь в случае, если
определяющими признаками этого класса в целом и его отдельных наиболее
пассионарных и харизматичных представителей будет субъектность,
амбициозность, стратегическое целеполагание, а также волевые и
рациональные качества. В противном случае, будущее «за них» создадут
другие люди — представители иных народов и цивилизаций. Поэтому
успешных строителей нового будущего правильнее было бы определить как
«амбициозный креативный класс» — «homo creativus». «Создание» таких
людей — их воспитание, обучение, продвижение на эффективные позиции в
социально-политической структуре — становится крайне актуальной задачей
для всех стран, претендующих на лидерство в новом мире. Сами же
нематериальные активы и технологии «мягкой власти» приобретают
исключительное значение «строительного материала», из которого
складывается будущее.
Показателем универсальности цивилизационной идеи и идентичности
служит их востребованность на общечеловеческом уровне.
Восточнохристианская цивилизация обладает всеми предпосылками для того,
чтобы генерировать собственные универсальные миростроительные проекты,
которые могут быть востребованы как на глобальном, так и на локальном
уровне.
Сам генезис восточнохристианской идентичности таков, что идея
универсализма заложена в нем на матричном уровне — она наследуется из
Византии, а еще раньше — из античности. Как универсалистский развивался
и советский проект. Однако на современном этапе развития универсализм
восточнохристианской цивилизации не актуализирован — это только
возможность, а не сформированное конкурентное преимущество.
В конечном счете, жизнеспособность восточнохристианской цивилизации
зависит от креативного потенциала и способности генерировать инновации
в масштабе всей мир-системы, а не быть лишь реципиентом чужих влияний.
Обретение субъектности восточнохристианской цивилизационной общностью
имеет два измерения: геополитическое и геокультурное.
Геополитическое предполагает создание геополитической «проекции»
цивилизационной общности в формате военно-политического или
экономического союза — своеобразного «Поствизантийского Содружества
Наций» (термин Димитрия Оболенского).
Однако нынешнее состояние цивилизационной идентичности и уровня
солидарности стран восточнохристианского ареала исключает создание в
обозримой перспективе геополитического блока или геоэкономического
союза. На сегодняшний день восточнохристианская цивилизационная
идентичность не является достаточным и эффективным основанием для столь
серьезного переформирования политического ландшафта Восточной Европы; к
нему не готовы не только интегрированные в западные структуры Греция,
Кипр, Болгария и Румыния, не только взявшие курс на подобную интеграцию
Украина, Грузия, Черногория, Сербия, Россия, но даже Россия, Беларусь,
Армения и Молдавия.
В существующих условиях более актуально установление двусторонних и
многосторонних отношений между странами восточнохристианского ареала,
актуализация в общественном сознании и в сознании элитных групп
цивилизационной проблематики, научные и философские исследования, а
также переход из рефлективной стадии в креативную.
Геокультурное измерение восточнохристианской общности предполагает
формулировку, конструирование и популяризацию универсального
сверхмодернизационного миростроительного проекта, соизмеримого по
масштабу с Большим Модерном или коммунизмом как проектом альтернативной
модернизации. И уникальность подобного проекта может заключаться в
специфической новой антропологии, в новой онтологии, в попытках
формулировать новый дискурс социальности.
В свое время Византийская империя — прямая предшественница нынешней
восточнохристианской цивилизации — достаточно длительное время была
генератором социального и культурного развития для всей Европы. Россия
же и иные цивилизационно близкие страны на протяжении последних трех с
половиной веков сосуществовали с Западом в реактивном формате: западный
вызов — восточный ответ. Подобная ассиметрия отношений свидетельствует
о недоразвитой субъектности у восточнохристианской общности. Однако
нынешнее состояние размывания Модерна и глобальной турбулентности дает
возможность на глобальном уровне реализовывать социальные инновационные
проекты даже самым маргинальным субъектам: фигурально выражаясь,
последние обрели шанс оказаться первыми.
Но успехи в освоении будущего зависят прежде всего от уровня
солидаризации и кооперации восточнохристианских обществ и от
субъектности «амбициозного креативного класса». Можно сказать, что для
цивилизационного «строительства» нужны «строители» («креативный класс»)
и «строительный материал» (ресурс «мягкой власти»).
В долгосрочной перспективе у локальных цивилизаций существует три
сценария развития судьбы: растворение, столкновение и трансформация.
Первый ведет к утере собственной цивилизационной индивидуальности,
второй таит в себе угрозу гибели человечества. Третий следует
рассматривать как возможность эффективного развития, сопряженного с
сохранением своей индивидуальности.
Не исключено, в условиях восточнохристианской цивилизации надежду на
успешность трансформациий, на преображение социальности и обретение
конкурентоспособности перед вызовами новейшего мирового порядка
допустимо мотивировать не только характерными для Запада рациональными
доводами, но и аргументами, которые характерны для незападных обществ,
— например, волей Провидения.
SWOT-анализ восточнохристианской цивилизации
Попробуем исследовать восточнохристианскую цивилизацию с точки
зрения соотношения факторов силы, слабости, возможностей и угроз — при
помощи матрицы «качественного стратегического анализа» (SWOT-анализа).
Эффективность этого метода заключается в том, что с его помощью можно
построить стратегию развития, в которой концентрация усилий и ресурсов
субъекта тратится не на решение проблем, а на использование собственных возможностей.
Таким образом, создаются предпосылки для того, чтобы взаимодействие
субъекта с объектами и иными субъектами происходило по модели генерирования смыслов и активных действий, а не по модели изначально проигрышного реактивного ответа на внешние вызовы.
Сила (Strength) — преимущества субъекта.
Наличие в истории успешных и конкурентоспособных для своего времени
государств (Византийская империя, Древнерусское государство, Болгарское
царство, Российская империя, СССР).
Культурное, духовное, религиозное, политическое,
государствостроительное, правовое наследие Византийской империи,
несущее в себе парадигму греко-римского цивилизационного универсализма.
Социально-политическое и технологическое наследие СССР, опыт советской альтернативной модернизации.
Высокий уровень развития фундаментальной науки и образования, сравнительно высокий уровень развития «человеческого капитала».
Миростроительная субъектность Византии и Древней Руси как
генераторов мощных культурных импульсов в масштабе всей средневековой
Европы.
Наличие сакральных центров и ценностных ориентиров (представления о
Москве и Тырново как о Третьих Римах, о Киеве как Втором Иерусалиме, о
Святой Руси, о Катехоне, о всемирной миссии православного царства в
«последние времена», учение о Св. Софии как Премудрости Божьей и т.д.).
Наличие разработанных и актуализированных в культурной памяти
православных народов эсхатологических представлений, позволяющих
выстраивать стратегическое видение собственного развития и его
сверхзадачи.
Наличие внутри цивилизационной общности оригинальных национальных
политических культур и политических систем разного типа (российской,
украинской, белорусской, сербской, греческой и др.) — с широким
диапазоном ценностных установок, представлений, традиций, стереотипов
поведения, механизмов управления, но с достаточным уровнем взаимной
комплементарности.
Наличие богатого культурного наследия, признанного Западом и
изучаемого иными цивилизациями в контексте достижений мировой культуры.
Развитое в русской, украинской, греческой, грузинской и других
культурах экстатическое отношение к миру, возможность познания путем
озарения, а не логических актов.
Этнокультурная и расовая гомогенность восточных христиан,
относящихся к индоевропейской языковой семье (за исключением грузин,
представителей большинства православных неславянских народов России —
чувашей, татар-кряшенов, вепсов, карелов, удмуртов, молдавских
гагаузов, а также православных арабов).
Использование нелатинских алфавитов — кириллического, греческого,
армянского и грузинского. (Исключение составляют лишь румынский и
молдавский языки, в которых на протяжении их литературной истории
периоды использования кириллического и латинского алфавитов
чередовались, а также сербский (сербохорватский) язык, у которого под
хорватским влиянием есть и латинографичная версия.)
Сохранение большинством православных поместных церквей «старого стиля» (юлианского календаря).
Относительно высокий уровень религиозности в православных странах на данный момент.
Слабость (Weakness) — недостатки субъекта.
Низкий уровень цивилизационной солидарности и кооперации, отсутствие
внутрицивилизационной геополитической, геоэкономической, идеологической
и ценностной консолидации.
Конфессиональная и цивилизационная разделенность славянского мира.
Наличие в историческом прошлом опыта религиозных либо конфессионально
окрашенных (в 1990-х) войн между различными славянскими народами и
странами. Наличие исторического и актуального опыта вооруженных
конфликтов между православными странами.
Конфликты этнокультурных идентичностей между родственными
православными народами, вследствие чего одни народы могут не признавать
существование либо самостоятельность и культурную самодостаточность
других (великорусско-украинско-белорусский, болгаро-македонский,
сербо-черногорский, румыно-молдавский конфликты).
Отсутствие привлекательной и эффективной этики международных
отношений, практика неисполнения международных договоров и
договоренностей, распространенный образ православной страны как
ненадежного союзника.
Кризис рационального христианского дискурса в культуре православных
народов после гибели Византии; попытки его преодоления в середине XVII
— начале XX века не оказались удачными.
Отсутствие на сегодняшний день большого постиндустриального миростроительного проекта.
Отсутствие успешной и конкурентоспособной в современных условиях социальной и трудовой этики.
Сырьевая ориентация и высокая зависимость от внешних факторов
российской и украинской экономик, низкий уровень интеграции в
«экономику знаний».
Прозападная ориентация политических элит большинства православных
стран, неверие в элитной среде в политическую конкурентоспособность
восточнохристианского проекта.
Отсутствие консолидированного субъекта, отсутствие интегративного
геокультурного образа (подобного образу «Запада» в западнохристианской
цивилизации).
Низкая комплементарность российской и украинской политических
культур, препятствующая появлению консолидированного геополитического и
геоэкономического мегасубъекта в Восточной Европе.
Неразвитость представлений о самодостаточности, уникальности,
неповторимости, эксклюзивности восточнохристианской цивилизационной
идентичности, распространение представлений о цивилизационной
ущербности и «недоевропейскости» православных стран, устойчивые
представления о нахождении генераторов общемирового развития
исключительно в среде западной цивилизации.
Различные геополитические и геокультурные приоритеты у разных стран
восточнохристианской традиции (Греция, Болгария и Румыния являются
членами НАТО и ЕС, Украина, Грузия, Черногория стремятся к интеграции в
эти структуры).
Распространенные традиции коррумпированности государственного
аппарата и феномен «приватизации» государства корпорацией чиновников.
Слабость миссионерской деятельности православных церквей в настоящее
время, недостаточное использование языка современной культуры и
арсенала современных информационных технологий (по сравнению с
католической церковью и протестантскими церквями и сектами).
Отсутствие православных монархических династий с легитимными
претендентами на престол (за исключением потомков сербской династии
Кара-Георгиевичей).
Непризнанность восточнохристианской цивилизации Западом в качестве
равного субъекта на всем протяжении ее существования. Использование
Западом этики двойных стандартов по отношению к странам
восточнохристианского ареала. Ни одна из них не входит в «Золотой
миллиард», ни одна из элит этих стран не интегрирована в мировую элиту
(за исключением отдельных «элитариев» и «нуворишей»).
Возможности (Opportunities) — благоприятные факторы внешней среды.
Географическое положение и геоэкономические показатели, позволяющие
выстраивать эффективные проекты с участием различных стран
восточнохристианского ареала.
Относительная географическая компактность восточнохристианского мира
— все входящие в него страны составляют единый массив с общими
границами.
На восточнохристианской культурной основе возможно формирование
принципиально новой максималистской антропологии, которая, в свою
очередь, может стать предпосылкой для поисков и создания нового
мирового универсального миростроительного проекта.
Наличие разработанного в богословии Отцов Восточной Церкви учения об
обожении как синергии (со-творчестве) Бога и человека и соответствующих
духовных практик (исихазм), наличие апофатической гносеологии
(постижение Бога через то, чем Он не является) и синергийной
методологии по отношению к вопросам свободы и благодати.
Общемировая известность бренда русской классической литературы и
русской культуры. Избирательная известность некоторых произведений и
феноменов украинской, сербской, болгарской, румынской, армянской,
современной греческой культур. Наличие узнаваемых и признанных во всём
мире деятелей культуры.
Возможность и необходимость формирования адекватного позитивного
«инструментального» отношения к ценностям Модерна (как путем их
переосмысления в восточнохристианском цивилизационном контексте, так и
путем отыскания их аналогов и прототипов в византийской и древнерусской
исторической ретроспективе).
Возросший интерес к православию, православному богословию и религиозной культуре в среде западной интеллектуальной элиты.
Угрозы (Threats) — противодействие внешней среды.
Несоразмерность ресурсов и несоизмеримость потенциалов России и
остальных стран восточнохристианской общности, затрудняющие партнерство
с Россией, во многих странах рассматриваются изначально как угроза
собственному политическому и культурному суверенитету.
Различный политический «темперамент» и уровень амбиций России и
остальных стран восточнохристианской общности. Наличие специфической
российской политической культуры, существенной чертой которой является
концентрация властных полномочий у одного субъекта и подавление им иных
субъектов, что препятствует созданию эффективных геополитических и
геоэкономических союзов на паритетной основе.
Политическая напряженность между православными странами в
современных условиях (российско-грузинский вооруженный конфликт августа
2008 и т.д.).
Планомерная интеграция стран восточнохристианского ареала в политические структуры Запада и его сферу влияния.
Отсутствие в контексте восточноевропейской цивилизационной общности
по состоянию на начало XXI века ценностей и когнитивных конструкций,
симметричных западным.
Неадекватное представление о православном христианстве и культуре
стран восточнохристианского ареала на Западе (в частности,
представления о православном цезарепапизме, об «обрядоверии», об
отсутствии «логоса» в богословии и философии).
Стереотипное восприятие в российском общественном сознании России
как государства-цивилизации, что умаляет цивилизационную солидарность с
иными православными странами.
Появление феномена государства-корпорации, логика существования
которого размывает цивилизационные ценности и снижает цивилизационную
солидарность в международных отношениях.
Усиление восточнохристианской цивилизационной идентичности в России может уменьшить лояльность неправославных народов Москве.
Сравнительно низкий уровень жизни в странах восточнохристианской
общности, непривлекательность постсоветского образа жизни в сравнении с
западноевропейскими и даже центральноевропейскими странами.
Таким образом, «качественный стратегический анализ»
восточнохристианской цивилизации позволяет сделать вывод о наличии в ее
арсенале немалых ресурсов и возможностей, а также о слабости
потенциальных субъектов, и, соответственно, о сложности реализации
сценариев прорывного развития.
Одна из главных слабостей восточнохристианской цивилизации в целом и
входящих в нее стран по отдельности заключается в очевидности ее
недостатков и в неочевидности или малой известности ее достоинств и
конкурентных преимуществ.
Цивилизации — это не только культурный или хозяйственный феномен,
это способ самосохранения больших социальных групп и всего человечества
в целом. За любой из локальных цивилизаций стоит своя история, своя
правда, свой уникальный образ мира и вечности. Цивилизационное мышление
изначально ориентировано на универсальные ценности — именно поэтому
актуализация в современном глобализованном мире цивилизационных чувств
таит в себе меньше угроз, чем актуализация, скажем, религиозной,
этнической, классовой или групповой идентичности.
Сейчас, в условиях усиления хаоса и неопределенности, в ситуации
«миротрясения», резко возрастают и риски, и возможности. Надо только
суметь избежать рисков и воспользоваться возможностями. Не исключено,
что это единственный способ выживания.
Андрей Н. Окара
«Восточнохристианская цивилизация». М., 2009. ISBN 978-5-91290-043-3
В окрестностях Нового Константинополя, или
восточнохристианская цивилизация перед лицом новейшего мирового
хаосо-порядка // Цивилизационные активы и цивилизационные рамки
национальной российской политики. Материалы научного семинара. Вып. № 6
(15). М.: Научный эксперт, 2008. С. 9–52.
Источник: http://strateger.net/Andrej-Okara_V_okrestnostyax_novogo_Konstantinopolya
|