Что будет, если победит…
(Окончание)
В силу вышесказанного мы считаем, что если президентом станет
Тимошенко
Она продолжит свой фирменный курс: «День простоять да ночь
продержаться!», а о «завтрашних» проблемах «я подумаю завтра». При этом
непопулярных шагов предпринимать, естественно, не будет.
«Непопулярные» вещи, такие как рост цен, падение реальных доходов,
закрытие предприятий и рост безработицы, будут приходить к нам сами,
без объявления, а «Вона» будет с ними героически бороться. Методы
борьбы также вряд ли претерпят кардинальные изменения: рейды по рынкам
и супермаркетам в поисках спекулянтов, товарные интервенции из
госрезерва до его полного истощения, снятие любых заслонов на пути
низкокачественного, но дешевого импорта.
Реальная же экономическая политика сведется к затыканию бюджетных
дыр двумя основными способами: «занять» и «продать». Впрочем, с первым
пунктом у Юлии Владимировны наверняка возникнут большие проблемы, и
максимум, на что она может рассчитывать, это на реструктуризацию и
пролонгацию взятых ранее долгов.
А вот в плане «продать», когда «вони» лишатся реальной возможности
«заважать», развернется очень бурная деятельность. Имеющийся на сегодня
список приватизируемых объектов из ОПЗ, «Укртелекома» и части облэнерго
наверняка будет кардинально дополнен. Не удивимся, если в нем окажутся
все украинские порты, электростанции, многое, многое другое и, конечно
же, — ГТС. Проедание вырученного за эти объекты и составит основу экономической политики Тимошенко.
Бессмысленно применительно к Юлии Владимировне говорить о какой-то
системной работе, структурных реформах или хотя бы об обновлении
стремительно ветшающей народнохозяйственной инфраструктуры. И не может
не возникнуть у располагающей практически неограниченной властью
Тимошенко соблазна «перераспределить» собственность. «Успешный» опыт
реприватизации «Криворожстали», позволивший нивелировать для бюджета
последствия первого премьерства Тимошенко, наверняка будет вновь
востребован.
Только вот владельцы новых кандидатов в «криворожстали» вряд ли уже
будут столь безропотны, как Пинчук и Ахметов в 2005 г. Вероятнее всего,
реприватизация и «обуздание олигархов» станут предметом закулисного
торга между Тимошенко и этими самыми олигархами, в ходе которого
стороны, используя в отношении друг друга метод кнута и пряника, будут
находить «консенсус» в определении формы и размера отступных. Сложнее
всего придется предпринимателям средней руки, не располагающим
политическими козырями для защиты от тимошенковской власти. Также им
будут грозить рейдерские атаки со стороны нынешних однопартийцев
Тимошенко, которые не преминут воспользоваться плодами победы.
На сколько хватит «запасов» еще недопроданного и перепроданного,
сказать, конечно, сложно, хотя со всей определенностью можно
утверждать, что особого наплыва желающих приобрести «активы» в
погружающейся в экономический и правовой хаос стране не будет,
соответственно и запредельной выручки от кризисной «распродажи» не
произойдет. В 2005 г. Тимошенко спасла отставка, в 2008-м — все списали на «кризу», но «сколько веревочке ни виться...»
Если победит Янукович
Естественно, стоит ожидать возвращения к той политике, которую
проводили его предыдущие правительства — кропотливая, без резких
скачков и шараханий, работа по реформированию и развитию экономики.
Можно надеяться, что постепенно эта работа начнет приносить плоды,
экономическая жизнь в стране станет оживать, последует усиление деловой
активности, приток инвесторов, которые, как никто, ценят стабильность и
предсказуемость, и как следствие — увеличение количества рабочих мест,
наполнение бюджета, постепенное повышение пенсий, зарплат, пособий.
Но добиться этого, даже по прошествии определенного времени, будет
ему очень нелегко. Принимаемые им «дела» будут находиться в неизмеримо
худшем состоянии, чем в 2003-м и даже 2006 г. Соответственно, на
«покращення життя вже сьогодні» рассчитывать не придется, а кредит
доверия Януковичу уже исчерпан даже среди его традиционных избирателей
на востоке. Для запада и в значительной мере — центра Украины он скорее
всего еще долго останется «персоной нон грата».
Поэтому очень многое будет зависеть от того, насколько и в
течение какого времени президенту Януковичу удастся удерживать
политическую ситуацию в стране под контролем, не допустить ее
обострения до тех пор, когда работа правительства начнет приносить
ощутимые для населения результаты. Между тем хорошо известно, что как политик Виктор Федорович куда менее перспективен, чем как управленец-администратор.
Яценюк или Литвин
Нет смысла разделять прогнозы в отношении этих двух кандидатов в
части экономической политики, поскольку ее определяет правительство,
формируемое парламентским большинством. А создать его на основе своих
политических сил у обоих крайне мало шансов даже при проведении
досрочных парламентских выборов. Поэтому с огромной долей вероятности
можно предсказать, что и в случае их президентства руководить Кабмином
и определять экономическую политику будет кто-то из нынешних фаворитов
президентской гонки (Янукович или Тимошенко), а их экономический курс
мы рассмотрели выше. Любой из рассматриваемых здесь кандидатов в этом
случае будет в отношении правительства проводить политику а-ля Ющенко
(хотя, конечно, не в столь «клинической» форме) — дистанцироваться от
Кабмина (ведь ждать особых успехов неоткуда), критиковать его и в то же
время периодически демонстрировать, «кто в доме хозяин». Реальное
же влияние президента «Яценюк — Литвин» на формирование экономического
курса (кроме учета правительством «законных» личных интересов
президента и стоящих за ним кругов) будет незначительным.
Симоненко
Как и у предыдущих кандидатов, у Петра Николаевича нет возможности
сформировать «свой» Кабмин при нынешнем составе ВР. Конечно, досрочные
парламентские выборы после победы на президентских сулят ему и левому
блоку крупный успех, но, как отмечалось выше, добиться их проведения
президенту Симоненко будет нелегко по причине вполне понятного
нежелания нынешнего олигархического парламента распускаться.
В то же время и дистанцирование от социально-экономических вопросов
именно для Симоненко как лидера левых было бы совершенно невозможно.
Поэтому будет политическая борьба, маневрирование, достижение
определенных компромиссов. В своих предвыборных тезисах лидер КПУ
предлагает ориентироваться на китайский и белорусский опыт. Но как
известно, и в Беларуси на момент прихода к власти Лукашенко, и в Китае
при начале реформ Дэн Сяопина господствовал государственный сектор,
никаких «олигархов» не было и в помине, что в корне отличает их
стартовые условия от нынешней украинской ситуации.
Поэтому можно говорить о том, что в отношениях с олигархами
Симоненко пойдет «путинским путем» — постепенно ограничивая их влияние
на принятие государственных решений, повышая социальную нагрузку, но в
то же время обеспечивая государственную поддержку развитию их бизнеса
(в реальном секторе экономики), лоббируя интересы национального
производителя на международной арене. Также можно ожидать
усиления государственного регулирования экономики (это в русле
общемировых тенденций), будет стимулироваться переток ресурсов из
спекулятивного в реальный сектор.
Понятно, что при президенте-коммунисте приоритет будет отдан
поддержке национального производителя, сельского хозяйства, внедрению
инновационных технологий, социальным программам. И все же приходится
констатировать, что левым президенту и Кабмину будет непросто принимать
непопулярные, но необходимые решения, удержаться от популистских шагов
и соответственно не допустить дестабилизации в финансовой сфере
(особенно учитывая доставшееся наследство), сохранить
макроэкономическую стабильность. Пожалуй, именно в этом и будет
состоять главный экономический вызов президенту Симоненко.
Как будет развиваться внешняя политика Украины?
Цивилизационно-идеологические моменты определения внешнего курса не
будут стоять на первом плане для любого из рассматриваемых кандидатов,
кроме Ющенко. Хотя практически для всех претендентов на «булаву» (кроме
Симоненко) западный вектор в той или иной степени более предпочтителен,
чем восточный. Им придется считаться с тем, что врата западного «рая»
для Украины закрылись, а фанатиков «евроатлантического выбора», готовых
таранить лбом эти бронированные двери, среди рассматриваемых
кандидатов, на наш взгляд, нет.
Диктовать внешнеполитический курс будет находящаяся в
тяжелейшем состоянии украинская экономика, а главным приоритетом станет
поиск внешнего «спонсора» или спонсоров, которые согласились бы оказать
Украине крупномасштабную и разноплановую помощь. Естественно,
будут попытки поиграть в «многовекторность», «умного теленка, который
двух маток сосет», но вряд ли они принесут какой-либо результат.
Прежде всего потому, что для западных стран (Евросоюза и США)
Украина рассматривается ныне лишь как назойливая головная боль, от
которой хорошо бы избавиться. Максимум, на что может рассчитывать любой
кандидат на западном направлении, — поощрительные похлопывания по плечу
и символические жесты вроде «Восточного партнерства», уже, кстати, мало
кем и вспоминаемого. Конечно, российско-украинское сближение восторгов
на западе тоже не вызовет, но и «препятствовать» ему полновесным
долларом или евро никто уже не будет.
Единственная геополитическая сила, у которой сегодня не может быть
стратегического интереса к Украине (и политического, и экономического),
— Российская Федерация. Только от нее реально ожидать экономической
помощи, кредитов на приемлемых условиях, преференций в доступе на
собственный рынок и многого другого, что поможет нам пережить очень
тяжелые времена. Но естественно, братской помощи без каких-либо условий
ждать уже не приходится. Что-то руководство России наверняка потребует
взамен. Посему в этом анализе мы сосредоточимся на том, как
рассматриваемые кандидаты будут выстраивать отношения Украины с Россией.
Если президентом станет Янукович
Его победа, вне всякого сомнения, будет воспринята в Москве
благожелательно. Безусловно, сразу же исчезнут политические препоны на
пути реализации взаимовыгодных совместных проектов в авиа-,
машиностроении и других отраслях. Но этого будет явно недостаточно,
чтобы кардинально изменить экономическую ситуацию на Украине к лучшему.
А вот большее — решения, потребующие от России определенных расходов
и издержек (кредиты, преференции украинским производителям на
российском рынке), вынудят Украину сделать политические шаги навстречу.
При самом положительном отношении в Москве к Януковичу там устали от
его непоследовательности, а плодами оказанной ему поддержки слишком
часто пользовались другие, недружелюбные к Москве силы.
Очевидно, что на сей раз российское руководство в обмен на
крупномасштабную помощь добьется твердых гарантий дружественного к
России внешнеполитического курса Украины, независимо от персоналий
украинских руководителей.
Безусловно, вновь встанет вопрос о проведении референдума по НАТО,
вступлении Украины в ЕЭП, в Таможенный союз (России, Беларуси и
Казахстана), а возможно, и в ОДКБ. Также Россия может предложить уже
сейчас заключить договор о пребывании Черноморского флота в Севастополе
после 2017 г. Естественно, будет идти речь и о преференциях для
российского бизнеса на Украине.
Но и это не все. Наилучшей гарантией сохранения в длительной
перспективе дружественной к России ориентации Украины станут не
межгосударственные договоренности, которые не так сложно денонсировать
или попросту игнорировать, а глубокое изменение внутриполитической
расстановки сил в Украине — усиление позиций тех, кто рассматривает
российский вектор как приоритетный для Украины, и соответственно —
ослабление, оттеснение русофобских сил.
Поэтому весьма вероятно, что предоставление Украине экономических
преференций будет связано (не на публичном уровне, конечно) с решением
назревших внутриукраинских вопросов — предоставлением государственного
статуса русскому языку, свертыванием принудительной украинизации и в
целом кардинальным пересмотром внутренней гуманитарной политики,
особенно в сфере образования, снятием информационных барьеров между
Украиной и Россией.
Вполне возможно, что в качестве средства решения этих вопросов Януковичу
придется рассматривать федерализацию Украины, которая, безусловно,
повысит вес и влияние восточных и южных регионов и станет серьезной
гарантией от возврата к откровенно антироссийскому курсу.
И вот тут возникнет интересная коллизия. Очевидно, что попытка
реализации любых, начиная с самых осторожных, «пророссийских» шагов
встретит ожесточенное сопротивление не только «оранжевой» оппозиции, но
и возможных «оранжевых» коалиционных партнеров ПР, а также со стороны
известной «национал-патриотической» группы в окружении самого Виктора
Федоровича, да и в целом вряд ли вызовет восторг у части украинской
политической «элиты».
Но с другой стороны, только «уступки Москве» в этих вопросах
способны обеспечить политическое будущее самого Януковича, поскольку не
только позволят ему добиться приемлемых экономических результатов, но и
усилят его собственные политические позиции. Тем более что «идя на
уступки Кремлю», Янукович будет наконец выполнять собственные
предвыборные обещания и программные установки, на которых ПР набирала
голоса на всех последних выборах.
И в этот раз у него не получится «спрыгнуть» со своих обещаний
относительно статуса русского языка и «сопутствующих» вопросов. Ведь в
таком случае, на наш взгляд, и ощутимых экономических результатов ждать
нечего. Какую в конечном итоге линию предпочтет Виктор Федорович,
говорить пока рано.
Тимошенко
Примерно в том ключе будут выстраиваться российско-украинские
отношения и в случае победы Тимошенко. Однако акценты при таком
раскладе будут уже совсем другие. «Войдя в положение» Юлии
Владимировны, российское руководство не будет столь настойчиво, как в
случае с Януковичем, требовать демонстративных дружественных шагов во
внешней и особенно внутренней политике (хотя правила хорошего тона в
отношении России Тимошенко, безусловно, придется соблюдать). Упор будет
сделан на экономические аспекты «сотрудничества».
Выше уже отмечалось, что экономический курс Леди Ю сведется к
«занять» и «продать». В продолжение уточним, что по указанным выше
причинам и то и другое будет происходить в основном на российском
направлении. Платой за кредиты станет «облегченный», привилегированный
доступ российских бизнес-структур к приватизируемым (а может, и
«реприватизируемым») украинским предприятиям.
Несложно предсказать, что особый интерес российской стороны вызовет
украинская ГТС, и Юлии Владимировне будет очень трудно не пойти
навстречу пожеланиям российских партнеров. Не забудем и о таком козыре
Москвы, как штрафы за недобор газа. Очевидно, что Тимошенко не сможет и
заикнуться о пересмотре ею же заключенных «уникальных» газовых
контрактов.
Несомненно, в Москве давно сформировано устойчивое мнение о
Юлии Владимировне, и стратегические, долгосрочные отношения с ней и
Украиной под ее руководством, несмотря на «дежурные» заявления, никто
всерьез выстраивать не будет ввиду полной бессмысленности
таких «трудов». Время ее правления будет использовано исключительно для
усиления и закрепления позиций российского бизнеса (да и российских
интересов в более широком смысле) на территории Украины с прицелом на
послетимошенковскую перспективу — в этом и будет состоять
стратегическая линия России по отношению к Украине при президенте
Тимошенко.
Яценюк — Литвин
Хотя по украинской Конституции формирование внешнеполитического
курса — прерогатива президента, смеем предположить, что при президенте
«Яценюке — Литвине» он будет определяться в первую очередь составом
правящей коалиции и премьером, и велика вероятность, что это будет один
из рассмотренных выше политиков. Но и в случае, если премьером станет
«третье лицо», не столь независимое от действующего президента,
российско-украинские отношения будут развиваться примерно в том же
русле: без острых скандалов, в режиме «делового» торга, размена
экономической помощи со стороны России на уступки в политической сфере
и доступ российского бизнеса к приватизации украинских предприятий (в
той или иной пропорции).
Можно предположить, что Яценюк будет куда более
«чувствительно», чем Литвин, реагировать на желание России влиять на
внешне- и особенно внутриполитический курс Украины (это относится и к
ситуации, если премьером будет Янукович), но насколько ощутимо
его «возражения» будут влиять на развитие российско-украинских
отношений, предугадать сложно. Еще раз напомним, что определять
внешнеполитические шаги будет Ее Величество Экономика.
В то же время вполне вероятно, что победа на президентских выборах
«нового лидера» — Яценюка или Литвина вызовет определенный всплеск
интереса к нему и Украине и на Западе, какие-то «поощрительные» жесты
со стороны западных стран и надгосударственных структур, что может
добавить определенные козыри в отношениях с Москвой. Однако вряд ли эти
«жесты» будут иметь достаточный материальный вес, а интерес к Украине
носить длительный характер.
Возможно, кому-то покажется нелогичным, что рассматривая
внешнеполитический курс при четырех вышеназванных кандидатах, мы
говорили не столько о том, какую политику будет проводить Украина в
случае их президентства, сколько о том, какую политику при этом будут
проводить другие государства, прежде всего — Россия. Но таков
объективный итог «оранжевой» пятилетки.
Но если президентом станет
Петр Симоненко
Внешняя политика Украины приобретет более активный и направленный характер. Из
рассматриваемых кандидатов Симоненко единственный последовательный
политик, у которого доминирование российского вектора в его внешней
политике вполне предсказуемо и открыто. При нем участие
Украины в интеграционных процессах на постсоветском пространстве будет
носить не вынужденный, а заинтересованный и искренний характер и станет
одним из решающих факторов, которые позволят стране отступить от края
пропасти, у которой она оказалась.
Очевидно, что и у руководства РФ не будет оснований настороженно
относиться к Симоненко. Российское руководство будет заинтересовано в
укреплении внутриполитических позиций Петра Николаевича, в том, чтобы
население Украины ощутило реальные преимущества стратегического
партнерства и союза с Россией, поэтому следует ожидать крупных
экономических преференций со стороны Москвы.
Следует ожидать «послаблений» в вопросе расчетов за российский газ,
доступе украинских товаров на российский рынок, государственной
поддержки инвестиций в Украину. Российско-украинские отношения будут
строиться на тех же принципах, что и сегодняшние отношения между РФ, с
одной стороны, и Казахстаном и Беларусью, с другой («семейные
конфликты», которые периодически возникают между российским и
белорусским руководством, в данном случае считаем маловероятными).
В то же время при президенте-коммунисте наверняка активизируются и
примут особый, привилегированный характер отношения Украины со странами
левой ориентации — Китаем, а также Венесуэлой, Боливией, Вьетнамом...
Следует ожидать расширения экономического сотрудничества с этими
государствами, увеличения в разы поставок туда украинских товаров,
прежде всего — продукции машиностроения, а также притока инвестиций из
Китая в украинскую экономику. Рискнем предположить, что особые
украинско-китайские отношения не вызовут особого восторга в Москве, но
вряд ли это «неудовольствие» будет иметь практические последствия.
А вот отношения с Западом при Симоненко будут довольно сухими.
Естественно, в западных столицах будут весьма настороженно и
неприязненно относиться к президенту-коммунисту. Как и при позднем
Кучме, обострится чрезвычайная чувствительность к нарушениям прав
человека, свободы слова (подлинным и мнимым) в Украине. Критика по
гуманитарным вопросам будет использоваться для давления на новое
руководство.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что кто
бы ни стал новым президентом Украины, ему придется становиться у руля в
период жесточайшего экономического и политического кризиса, ставящего
под угрозу само существование нашего государства (мы
осознанно ушли от обсуждения самых апокалипсических сценариев), причем
в его распоряжении будет очень ограниченный набор средств и
инструментов для решения стоящих задач.
Впрочем, такие итоги правления нынешнего президента мы предсказывали еще пять лет назад:
«При президентстве Ющенко вся политическая, экономическая и
иная жизнь будут подчинены идеологической сверхзадаче — построению
исконно Украинского государства, в котором начнется переход от формулы
«Украина — не Россия» к формуле «Украина без России», что на практике
может привести к неприятной для нашей страны реальности: Украина без
реального политического и экономического партнера, Украина без
пространства для внешнеполитического маневра, Украина не в Европе и не
в Евразии, а в зазоре между двумя геополитическими реалиями». («Мы были правы. К сожалению», № 48 (440) от 28 ноября — 4 декабря 2008 г.) Сергей БУРЛАЧЕНКО
Источник:
|