Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Воскресенье, 05.05.2024, 21:24
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Экономика

    Кому жмут лавры Рузвельта. Инвестиционные проекты-2009: мало денег, много слов

    ЗЕРКАЛО  НЕДЕЛИ, № 6 (734) 21 — 27 февраля 2009


    Кому жмут лавры Рузвельта. Инвестиционные проекты-2009: мало денег, много слов

    Авторы: Алла ЕРЕМЕНКО, Игорь МАСКАЛЕВИЧ, Наталия ЯЦЕНКО

    (Окончание)

    «Мы поедем, мы помчимся…»

    Государственная служба автомобильных дорог предоставила «ЗН» перечень из семи наиболее подготовленных к реализации инвестпроектов по строительству, реконструкции и ремонту дорог, но не указала, утверждены ли они на министерском или кабминовском уровне.

    Однако главная проблема даже не в этом. Неспроста в «укравтодоровской» табличке, в отличие от прочих министерств и ведомств, появилась графа «Объем капитальных вложений, не обеспеченных финансированием, тыс. грн.». И она не пустует.

    Пока финансовые ресурсы более или менее состыковываются только в отношении двух проектов: капремонт автодорог М-06 на участке Житомир—Броды (250 км) и М-03 на участке Борисполь— Лубны (126 км). И то благодаря кредитам Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и Всемир­ного банка. Хотя само упоминание среди источников финансирования госбюджета ставит и эти планы под вопрос. Суммы внешне невелики — 420 и 226 млн. грн. Но найдутся ли они в бюджете?

    А вот последующие пять проектов (Киев—Ковель—Ягодин; Кипти—Глухов—Бачиск; Киев—Краковец; первая очередь киевской кольцевой дороги; еще 110 км автодороги М-6, от Киева до Житомира), вероятно, будут дожидаться лучших времен. В этом году на них не хватает в общей сложности 6,67 млрд. грн. Это — по минимуму…

    В Министерстве транспорта и связи — громадье планов. Как сообщила нам министерская пресс-служба, 22 января 2009 года на совещании по вопросам реализации инфраструктурных проектов в отраслях транспорта и связи под председательством премьер-министра Минтранс презентовал 62 масштабных проекта. 26 января они были обнародованы на заседании коллегии, соответствующие материалы размещены на сайте (www.mtu.gov.ua) в разделе «Инвестиционная деятельность».

    И далее: Минтранссвязи сформировал реестр из 200 инфраструктурных проектов, реализация которых будет осуществляться в 2009 году. Подготовка презентационных материалов по всем 200 проектам на английском и украинском языках завершается.

    «ЗН» прислали лишь толику из «великолепной двухсотки» — перечень проектов, реализация которых продолжится в 2009 году (22 штуки), и перечень тех, реализацию которых в 2009-м планируется начать (33 штуки).

    Плодим долгострои и будем плодить?

    Иллюстрацией нынешнего подхода к делу вполне может служить Дарницкий пассажирско-вокзальный комплекс стоимостью 3,7 млрд. гривен, строительство которого началось в 2004 году (п. 3 в списке «продолжения»). В добрые докризисные времена в стройку уже закопали 480 млн. грн., в результате чего Киев обогатился претенциозным пригородным вокзалом и гигантской «коробкой»-недостроем. Осталось найти инвестора, который вложит 3 млрд. грн., причем в нынешнем году — 400 млн. грн. («Идет поиск инвестора»). А государство, так уж и быть, согласно найти 5 млн.

    В целом ощущение такое, что страна живет ради модернизации железной дороги: 4,787 млрд. грн. — на обновление подвижного состава в 2009 году, 0,3 млрд. — на производство современных магистральных тепловозов. Но особенно актуальная для кризиса вещь — создание экспериментальной базы для испытаний подвижного состава за 500 млн. грн. в целом и
    240 млн. — в 2009 году (п. 21 в перечне Минпромполитики). Для сравнения, на нужды станкоинструментальной отрасли, модернизацию станочного парка суммы запланированы на порядок меньше — 17 млн. грн. (п. 27).

    Однако вернемся к долгостроям. Польза от кризиса, видимо, все-таки есть: их будут также плодить, но менее интенсивно. В перечне инициируемых в 2009 году объектов против 28 из 33 пунктов значится «Идет поиск инвестора» (или, как вариант, «Идет поиск банка-кредитора»). На всякий случай напомним еще раз — идет шестой месяц кризисна.

    Инвесторы пока не найдены, в частности, для развития Луганского, Николаевского, Мариупольского, Полтавского аэропортов (на два последних проекта нет даже техдокументации) и сооружения нового пассажирского аэропорта в Васильковском районе на Киевщине. Но при этом указанные объекты Минтранс планирует начать уже в текущем году. А если — о чудо! — инвестор есть, как в случае железнодорожного проекта на участке Знаменка—Долинская—Николаев—Херсон (кредит Всемирного банка), то завершение разработки проектной документации планируется лишь в третьем квартале 2009 года…

    Очень разная ситуация в порто­вом хозяйстве. Нет ясности по поводу контейнерного терминала в Одесском порту на Карантинном молу (пункт 14 в списке инициируемых). Порт находится в состоянии «холодной» войны с городскими властями, которые против проекта и всячески вставляют палки в колеса. Из-за этого охладевают к проекту и инвесторы. Сомнительно, что реализация проекта начнется, да еще в условиях кризиса.

    У Очаковского варианта (п. 15) инвестор вроде есть — «Смарт холдинг». Его представитель говорит, что все идет по графику, что готовится постановление Кабмина. Но некоторые финансовые структуры, которых инвестор хочет привлечь, интересуются — а будут ли для этого порта грузопотоки. Поэтому реально в этом году в лучшем случае дело дойдет до получения разрешений.

    Проект реконструкции трех причалов в Ильичевском морском торговом порту (п. 17) реален. Его уже очень давно мурыжили, согласовывали, законы принимали, да и ЕБРР не отказывается дать обещанные деньги.

    Как ни странно, но начало реализации проекта в Бердянском порту (п. 20) таки может начаться, но «снизу» и поначалу за счет средств самого порта. Появилась одна зарубежная контейнерная судоходная компания, которая вроде бы собирается заключить соглашение о небольшой контейнерной линии.

    Мариупольский порт развивался и будет развиваться, может, послабее и в нынешнем кризисном году. Кое-что будут делать за свой счет и другие морские торговые порты, в том числе Керченский, но здесь речь не идет о цельных проектах.

    По всем остальным «портовым» пунктам реализация нереальна, и не только из-за кризиса. «У нас сегодня созданы все условия, чтобы максимально затруднить инвестору участие в проектах, — говорит главный редактор журнала «Порты Украины» Константин Ильницкий. — Самая серьезная из преград — распоряжение Кабмина от 7 мая 2008 года №703-р «Вопросы заключения некоторых договоров». Из-за него в 2008 году ни один из МТП в Украине не заключил ни одного (!) инвестдоговора.

    Распоряжение предусматривает, что заключение договоров о совместной (в том числе инвестиционной) деятельности и пр. предприятиями, в уставном фонде которых доля государства превышает 50%, может осуществляться исключительно на основании решения Ка­бинета министров Украины. Позд­нее было уточнено, что нужны также обязательные согласования с Минфином, Минэкономики, Минюстом и Фондом госимущества. То есть инвесторов запускают по такому кругу, откуда за год еще никто не вернулся. Таким образом, в настоящее время инвестиционная договорная работа в портах (и не только!) фактически заблокирована».

    Несколько слов о делах связис­тов. Государственная администрация связи сообщила «ЗН» о двух основных проектах — внедрение цифрового телевидения (4,3 млрд. грн. в течение 2009—2015 годов, в том числе 287,4 млн. — в 2009 году) и развитие, и автоматизация про­изводственных процессов на предприятиях «Укрпочты» (1 млрд. грн. в течение 2009 —2013 годов, из них 10 млн. — в 2009 году).

    Министерство транспорта и связи пошло дальше, сформулировав вдвое больше проектов. Помимо цифрового телевидения и почтовой «модернизации» (причем последняя, согласно министерским наметкам, тянет в 2009 году аж на 200 млн. грн., но неизвестно, какой банк эти аппетиты удовлетворит), планируется развитие фиксированной связи (на 5 млрд. грн., в том числе на 1 млрд. за средства инвесторов в 2009 году) и развитие мобильной связи третьего поколения (общей стоимостью 35 млрд. грн., из которых 7 млрд. грн., опять-таки инвесторских, в нынешнем году). Мол, почувствуйте размах!

    «Что же так слабо? Обязательно должен быть и украинский телекоммуникационный спутник! — иронизируют эксперты. — Винский, как и Червоненко в 2005 году, стремится продемонстрировать свою нужность. Что он в сложных условиях способен привлечь кучу денег. Связь третьего поколения, цифровое вещание… Суммы производят впечатление потолочных. Внедрение «цифры» сравнимо по стоимости с развертыванием сотовой связи национального масштаба, и покрытие по плотности примерно то же. Это сотни миллионов долларов, если не миллиарды».

    Да, существует вопрос фиксированной связи. В некотором количестве украинских сел, порядка 35, нет проводных телефонов, и мобилки не берут. И в нескольких сотнях населенных пунктов нет фиксированной связи, зато есть мобильная. Зачем тянуть туда линии — непонятно. Все телекоммуникационные компании в Украине в один голос твердят: нет смысла в развитии фиксированных сетей. А еще непонятно, кто и на каких условиях привлек к этому проекту компанию «Вега». По крайней мере, на прошлой неделе там понятия не имели, что являются одним из основных исполнителей министерского проекта.

    По большому счету, Минтранс не может ни помочь, ни помешать внедрению связи третьего поколения: этот проект развивается по рыночным законам. Но почему бы не «засветиться» перед Кабмином, если есть такая возможность? Однако прежде чем «засвечиваться», эксперты советуют подучить «матчасть». И для начала (чтобы не допускать ошибок в обосновании проекта) уяснить, что лицензия на предоставление услуг связи третьего поколения имеется лишь у «Укртелекома»…

    ГАЭС, АЭС и иже с ними

    Министерству топлива и энергетики специально готовить антикризисные проекты не пришлось. Любой, хотя бы один реализованный за год проект предприятиями, подведомственными Минтоп­энер­го, — это уже реальная антикризисная помощь. Поэтому мы все же попросили Минтопэнерго выбрать те проекты, реализация которых приходится на 2009 год и не требует средств из бюджета. Нам возразили: приведенные проекты относятся к, так сказать, защищенным, потому что специальный фонд, из которого на это направляются в средства, в 2009 году увеличен до 76,8% по сравнению с 9,8% в 2008 году. Однако мы остановимся в основном на тех проектах, которые менее всего «завязаны» на бюджет. Кто знает, как там дело обернется…

    Вопрос, на который в Минтоп­энер­го не смогли ответить, — о количестве создаваемых рабочих мест. Объяснили это тем, что, согласно законодательству, для выполнения работ по указанным проектам необходимо провести тендеры. А уже их победители будут привлекать необходимое число рабочих. Так что в смысле создания мест предприятиями Минтопэнерго мы остаемся в неведении.

    Более-менее реалистичные проекты касаются таких подведомственных Минтопэнерго предприятий, как ОАО «Укргидроэнер­го» (гидроэлектростанции и гидроаккумулирующие станции), госпредприятие НЭК «Укрэнерго» (линии электропередач и сопутствующая инфраструктура), гос­предприятие по строительству предприятия урановых руд на базе Новоконстантиновского месторождения, НАЭК «Энергоатом».

    Изначально речь шла также о проектах ОАО «Крымэнерго» и НАЭК «Энергоатом». Но, скорее всего, до них руки (а точнее — деньги) в этом году не дойдут. Поэтому мы упомянем лишь о некоторых наиболее реальных. А всего их набралось немного — восемь. С натяжкой.

    В условиях финансового кризиса, отсутствия инвестиций и дефицита бюджета особое внимание — к проектам, уже обеспеченным финансированием на 2009 год. Даже если они начаты пару-тройку лет назад. Например, строительство Днестровской гидроаккумулирующей станции (Новоднестровск, Черновицкая обл.). «ЗН» не однажды писало об этом долгострое, который призван обеспечить маневренность украинских АЭС в период пиковых нагрузок энергосистемы. Но вот наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки. И хотя полное окончание строительства Днестровской ГАЭС запланировано на 2011 год, уже в этом году необходимые работы обеспечены собственными средствами «Укргид­роэнерго» в объеме 187 млн. грн.

    Не менее важный проект для энергетики страны — создание новой линии электропередачи в 750 кВ для выдачи мощности Ривнен­ской и Хмельницкой АЭС. Этот проект общей стоимостью в 739,4 млн. грн. утвержден Кабмином 1 февраля 2006 года. Затем его стоимость была скорректирована и в настоящее время составляет 1,22 млрд. грн. На 2009 год предусмотрено финансирование в объеме 480 млн. грн., из них 330 млн. уже имеются.

    За собственные же средства в этом году должно быть закончено строительство централизованного хранилища ядерного топлива АЭС Украины из реакторов ВВЭР. Это хранилище позволит многие годы хранить отработанное ядерное топливо, которое до сих пор в основном вывозится в Россию, что обходится недешево. На окончание строительства хранилища будет направлено 170 млн. грн.

    Есть в перечне Минтопэнерго и немало других важных проектов. Но все упирается в деньги — бюджетные или инвестиционные.

    Справедливо полагая, что реальные деньги все равно будут распределяться по принципу «как что выгрызешь», а бумажки раз двадцать раз перерисуют, в Министер­стве угольной промышленности не сильно морочились. Просто выдали на-гора заявку на 7,5 млрд. гривен по 24 проектам. При этом 85%
    (6,4 млрд.) предполагают получить сразу, в текущем году. На будущий год — еще напишут, дело-то нехитрое.

    Взамен в основном собираются «поддерживать добычу» — на это просят 3,6 млрд. (по 150 гривен на тонну).

    Самый крупный проект — переоснащение «Луганскугля» на сумму 2,1 млрд. гривен, до 2012 года. Как ни странно, и здесь 70% хотят освоить именно в текущем году.

    В инвестиционных проектах значится выделение полумиллиарда гривен на добычу бурого угля (в т.ч. 163 млн. грн. в текущем году). Но фантазировать относительно сроков начала его добычи в министерстве все же не рискнули.

    В качестве благодарности угольщики пообещали создать почти 6 тыс. рабочих мест и что-то где-то прирастить, но немного и почти все — за пределами 2010 года.

    Любопытно, что на создание одного рабочего места планируется уже в этом, кризисном году потратить за миллион с хвостиком гривен. Хм, а может, лучше часть выдать на руки деньгами? Оно и дешевле будет.

    А с другой стороны, не попросишь — так вообще ничего не дадут…

    Нельзя объять необъятное, а в рамках одной статьи — проанализировать инвестиционную деятельность практически всех ведущих министерств и ведомств. Поэтому плавно переходим к выводам.

    1. Неискоренима привычка выдавать желаемое за действительное. В одной только фразе своего интервью для «ЗН» — «Для каждого министерства мы утвердили сотни инфраструктурных проектов» — премьер Юлия Тимошенко трижды погрешила против истины.

    Во-первых, не для каждого. В двух министерствах — охраны окружающей природной среды и по чрезвычайным ситуациям — нам официально заявили, что по их линии масштабные инфраструктурные проекты, призванные помочь отечественной экономике в период кризиса, не реализуются.

    Во-вторых, явная натяжка — слово «сотни». Министерство аграрной политики поделилось информацией аж о двух проектах, Минжилкоммунхоз — об одном, но очень крупном.

    В-третьих, натяжка насчет «мы утвердили». Нам прислали перечни, примерно половина которых утверждены на уровне департаментов министерств. То есть, по большому счету, никем. Например, содержащий 53 позиции «Перечень приоритетных инвестиционных проектов в промышленном комплексе Украины на 2009—2013 годы» не утверждался даже приказом по Минпромполитики.

    2. За шесть месяцев кризиса правительство не нашло в себе интеллектуального, организационного, дисциплинарного ресурса, чтобы определить реальные приоритеты и увязать их с крупными инвестиционными проектами.

    Выступая в феврале в ВР, премьер объявила о четырех приоритетных отраслях: аграрный сектор, строительство, энергосбережение, машиностроение. Подтверждается ли это общегосударственными инвестиционными проектами? Только частично.

    Например, полностью обделенным оказалось село, в которое будут возвращаться, потеряв работу в городе, его бывшие жители. Кризис — это некий шанс для села, если, конечно, будет развиваться инфраструктура. Но, похоже, не будет. Судя по информации МинАП, намечено реализовать всего два проекта, да и те касаются аграрного сектора постольку поскольку. Речь идет о заготовке «альтернативных источников энергоресурсов». Интересно — соломы, хвороста или дров?

    3. Все министерства, за исключением Минпромполитики и Минуглепрома, проигнорировали такой ключевой, на наш взгляд, фактор, как количество создаваемых рабочих мест. Это говорит о том, что никто всерьез и системно — как на министерском, так и на межведомственном уровне — не занимается этой проблемой. Говорится слишком много слов по этому поводу, но Минтруда и центры занятости не имеют ни малейшего представления о том, где будут создаваться необходимые в условиях безработицы рабочие места, кто управляет этим процессом.

    4. Абсолютно упущен региональный аспект. Или, если угодно, он отдан на откуп инвесторам. Все согласны с тем, что основными зонами риска, пусть и с разной природой безработицы, будут Восток и Запад Украины, однако, по нашим наблюдениям, проектные «изыскания» министерств больше тяготеют к Югу и Юго-востоку страны.

    За нагромождением разнообразных проектов мы увидели неготовность правительства осознанно влиять на ситуацию в конкретных городах и населенных пунктах. В лучшем случае поощряется местная инициатива. Часть же проектов перекочевала в антикризисные перечни из старых загашников, когда сама возможность массовых увольнений и закрытия предприятий существовала лишь теоретически.

    5. Даже утвержденные правительством проекты в 90% случаев не имеют в 2009 году шансов на финансирование.

    О каких инвестициях, о каком стабфонде, о каких банковских кредитах под гарантии правительства может идти речь, когда госбюджет сведен с колоссальным скрытым дефицитом, страна — накануне разрыва отношений с МВФ, а распри между президентом, премьером и примкнувшей к ним Верховной Радой стали предметом издевок мирового сообщества? По авторитетным экспертным данным (мы вынуждены ссылаться на них, так как от обнародования ежемесячных данных Госкомстата Кабмин предусмотрительно отказался), ВВП страны в январе с.г. сократился на 25—27% по сравнению с январем 2008-го. До воздушных ли инвестиционных «замков» сейчас?

    Однако и в этом море пессимистических оценок есть капля надежды. Все-таки кризис инвестиционно-проектного жанра — это вам не кризис банковский или промышленный. Если произойдет чудо, и в марте в ВР наберется достаточное количество голосов для кадровых изменений в правительстве, а потом еще одно чудо — и к штурвалу экономических процессов придут хотя бы два-три опытных менеджера, можно будет и приоритеты грамотно расставить, и количество проектов свести к необходимому и достаточному. Стране не нужны ни сотни, ни миллионы утвержденных. Стране достаточно несколько десятков проектов, но хорошо продуманных и оперативно реализованных.


    Источник:  http://www.zn.ua/1000/1550/65484/

    Категория: Экономика | Добавил: newroz (21.02.2009)
    Просмотров: 557
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz