2.3. Законодательное и информационное обеспечение
изменения внеблокового статуса на
интеграцию в НАТО
Нейтрализовав военные угрозы с территории Украины,
США начали подготовку к непосредственному втягиванию Украины в НАТО, поскольку
такой шаг обеспечивает безвозвратный отрыв Украины от России и делает
невозможным военно-техническое сотрудничество с ней. Западочень боялся возобновления сотрудничества
Украины и России в отрасли производства ракетно-космической техники и МБР. Для
решения этого задания США стали активно создавать и множить так называемую
«агентуру влияния», то есть лиц, которых можно использовать для скрытоговлияния на структуры, которые формируют
общественно мнение, на организации, влиятельные круги с тем, чтобы
способствовать достижению определенных своих целей и интересов. Это была
достаточно многообразная «агентура влияния»по своим позициям, формам и способам действий. Она могла действовать
вполне легально, усиленно лоббируя интересы Запада (США) в органах
законодательной, исполнительной и судебной власти, на своем служебном поприще,
в области науки, техники, экономики и т.п.
Для
координации такой деятельности в Киеве был торжественно открытЦентр информации и документации НАТО в
соответствии с Меморандумом о взаимопониманиимежду НАТО и Украиной, подписанным 7 мая 1997 года.Задачами Центра определено проводитьконкретную работу с украинскими
министерствами и ведомствами, оказывать помощь в проведении реформ, особенно в
секторе безопасности... Через Центр «агентура влияния» получала финансовую и
информационную поддержку своей деятельности и расширяла свою сеть. Через Центр
осуществлялось без контроля со стороны государства финансирование программ в
экономике, науке,реформирование
Минобороны и т.п. По информации директора Центра М.Дюре, лишь за 4 годаукраинским ученым было выдано двести грантов.
Что это
значило на практике?
А это
значило, что НАТО установила контроль над научными разработками,
преимущественно в экономике и в секторе безопасности. Технология выдачи гранта
заключается в том, что в заявке на грант предварительно формулируются ожидаемые
результаты. И если эти результаты не устраивают грантодателя, то такой грант
просто не выдается. Достаточно часто ожидаемые результаты навязывались
заказчиком. Размер грантов колебался в границах от нескольких тысяч до
нескольких десятков тысяч долларов США. Таким способом наращивалась сеть
«агентуры влияния» и осуществлялся отток наукоемкой информации и технологий из
Украины. К тому же ЦРУ сформировало базу данных относительно ученых и других
лиц, которые влияли на разработку важных государственных решений.
Следующим
шагом было направление усилий «агентуры влияния» на формирование общественного
мнения относительно необходимости и целесообразности изменения политического
курса Украины, провозглашенного в Декларации о государственном суверенитете
Украины от 16 июля 1990 г. Например, обосновывался тезис, что
слова в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., что Украина „провозглашает свое
намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не
принимает участия в военных блоках”, имели целью засвидетельствовать
позицию Украины относительно Организации Варшавского Договора. СССР был членом
этой организации и провозглашение внеблоковости Украины было одним из шагов на
пути к независимости. Положение о намерении Украины стать нейтральным,
внеблоковым и безъядерным государством были включены в текст Декларации с целью
создания политико-правовых оснований для выхода из состава СССР мирным путем.
Провозгласив намерение стать безъядерным, внеблоковым и постоянно нейтральным
государством, Украина не могла оставаться в составе СССР, поскольку он был
ядерным государством и входил в военно-политический блок ОВД. Кроме того, такая
формулировка не означает юридического закрепления нейтрального статуса, ведь
здесь речь идет лишь о намерении, а не о факте.
Основы внешнеполитического курса нашего
государства относительно Альянса были «высосаны» в “Основных направлениях
внешней политики Украины”, утвержденных Постановлением ВР Украины №
3360-ХІІ от 2 июля 1993 г. В этом документе, в частности, подчеркивается,
что “в условиях исчезновения блокового
противостояния в Европе приоритетное значение приобретает проблема создания
общеевропейской структуры безопасности на базе существующих международных
институтов, таких как ОБСЕ, РПАС, НАТО, ЗЕС. Непосредственное и полное членство
Украины в такой структуре будет создавать необходимые внешние гарантии ее
национальной безопасности” и “учитывая
кардинальные изменения, которые произошли после распада СССР и которые
определили современное геополитическое положение Украины, провозглашенное ею в
свое время намерение стать в будущем нейтральным и внеблоковым государством
должно быть адаптировано к новым условиям и не может считаться препятствием ее
полномасштабного участия в общеевропейской структуре безопасности”.
Конечно, что это ширма. В действительности же НАТО не является структурой
безопасности, НАТО – это военно-политический союз, что утверждено в его Уставе.
«Агентура влияния»
достаточно часто апеллирует кКонституции
Украины, в которойнет ссылки, какая
бы однозначно определяла нейтралитет или отказ от участия в военных блоках как
средство обеспечениянациональной
безопасности или форму существования Украины в системе международных отношений.
В
Решении Совета национальной безопасности и обороны Украины „Про Стратегию
Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО)” в от
23 мая 2002 г., введенному в действие
соответствующим Указом Президента у Украины от 8 июля 2002 г., отмечается, что “Украина
рассматривает НАТО как основу будущей общеевропейской системы безопасности и
поддерживает процесс ее расширения”, а также “выходит с того, что
конечной целью ее евроинтеграционной политики является вступление в эту
организацию как основы общеевропейской структуры безопасности”.
Постановлением
ВР Украины от 21 ноября 2002 г. №233 “О рекомендациях парламентских слушаний о
взаимоотношениях и сотрудничестве Украины с НАТО” собранные на слушания народные депутаты поддержали эту
Стратегию и подчеркнули необходимость интенсификации процесса подготовки
Украины к членству в Альянсе.
“Стратегический
оборонный бюллетень Украины на период до 2015 года (Белая книга Украины)”, который было опубликовано в 2004 г., обосновывает евроатлантический курс
Украины и определяет ее интеграцию “в евроатлантические и европейские
структуры безопасности и сотрудничества, обеспечение широкомасштабного участия
Украины в общеевропейской системе безопасности, получение в будущем членства в
НАТО и ЕС” приоритетами ее внешней политики.
В Указе
Президента Украины от 2 апреля 2005 г. № 702/2005 отмечается, что “активизация
евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО, как
основы общеевропейской системы безопасности, и связанное с этим глубокое
реформирование оборонной сферы государства согласно с европейскими стандартами
принадлежат к важнейшим приоритетам как внешней, так и внутренней политики”.
27
декабря 2005 г. Президент Украины подписал Указ №
1861/2005 “О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от
25 ноября 2005 года “О безотлагательных мероприятиях по последующему развитию
отношений Украины с Организацией Североатлантического договора (НАТО)”.Этим указом один из приоритетов деятельности
Кабинета Министров Украины определяется как „обеспечение реализации
государственной политики относительно сотрудничества Украины с НАТО, в
частности достижение критериев членства Украины в НАТО”.
13
марта 2006 г. В.Ющенко подписал Указ № 215/2006
“О Национальной системе координации сотрудничества Украины с Организацией
Североатлантического договора”, которым внедряется институт национальных
координаторов сотрудничества Украины с НАТО и создается Межведомственная
комиссия по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО во главе с первым
заместителем Министра иностранных дел Украины.
При
НАТО в Брюсселе работает миссия Украины в составе 5 офицеров, которую
возглавляетгенерал армии Украины Владимир
Шкидченко. В
КиевеОфис связи НАТО представляютдва НАТОвских офицера и сержант.
Приведенные
лишь отдельные примеры показывают, каким образом «агентура влияния»
манипулирует общественным мнением, насаждая в сознании населения необходимость
и целесообразность интеграции в НАТО.Следует акцентировать внимание на том, что в информационном пространстве
интеграция в НАТО абсолютно не связывается с последующими намерениями и
действиями США и НАТО. Утверждается, что базы НАТО не будут размещаться на
территории Украины. Это делается для того, чтобы притупить бдительность, не
вызвать супротив у пророссийски настроенной части населения Украины и т.п.
С 2004 года США приступили
к реализации завершающей фазы своей геополитической операции в Европе, которая
схематически изображенная на рис.2.1. Главная цель этой операции- усилить
свое влияние в Евразии за счет вовлечения некоторых восточно-европейских
государств и прежних республик СССР в сферу своих интересов, расширить свое
военное присутствие в Европе и ослабить влияние РФ.
Правда,
США постарались, чтобы до этого времени была решена задача правового
обеспечения реализации проНАТОвского курса политическим руководством, а именно,
в 2003 году был принятый Закон Украины Об основах национальной безопасности
Украины, где в ст. 6речь идет о
стремлении Украины интегрироваться в евроатлантические структуры безопасности
(на тот момент такой структурой была ОБСЕ), а в ст.8задекларировано
намерение приобретения полноправного членства в НАТО без установления
конкретных сроков.Фактически этим
законом был измененный политический курс государства.
В связи с этим
полезно вспомнить, при каких политических
обстоятельствах в мае 2002 года принималось решение Совета
национальной безопасности и обороны Украины об
интеграции в НАТО и кто его лоббировал. Тогдашним секретарем
РНБО Украины был Евгений Марчук (с чемоданом компромата). В своем выступлении на заседании
РНБО Украины Е.Марчук отметил, что последующее соблюдение политики
внеблоковости или нейтралитета стало бесперспективным, а в ряде случаев, даже,
вредным, что в условиях активного расширения НАТО и потепления отношений
альянса с Россией вступление в альянс является выгодным и необходимым для
Украины, что это поможет присоединению Украины к Европейскому Союзу и увеличит
ее военную мощь и безопасность [14].
На фоне "кассетного
скандала" и проблемы "Кольчуг" вопрос членства в
Альянсебылвопросом выживания политического режима Л.Кучмы,
и естественно, стал разменной картой в торге "лояльность в
обмен на легитимность". Теперь уже стало видно, почему проектом
данного закона очень интересовались и постоянно его «совершенствовали» эксперты
от Б.Тарасюка, который на то время создал негосударственную общественнуюорганизациюИнститут Евро-Атлантического Сотрудничества (ИЕАС), деятельность
которого была направлена наинтеграцию
Украины в НАТО «путем осуществления анализа, выработка рекомендаций и прогнозов в сфере международных отношений в целом и внешней
политики в частности».
Институт
Б.Тарасюка, как и сотни других, финансировался Западом.
Этим и можно объяснить появление в принятом в июне 2003 года Законе
"Об основах национальной безопасности Украины", казалось бы,
«безвредной» ст.8, которая о закрепила как стратегическую цель —
"получение членства в Организации Североатлантического
договора", а не в евроатлантической структуре безопасности. К
сожалению, широкой общественности неизвестны авторы упомянутых статей, как и
результаты правовой и политической экспертизы закона. Однако «дело» было
сделано. Об этом, кстати, как и о «Кольчугах», уже никто и не вспоминает.
Благодаря могучему
информационному обеспечению этой кампании политическое руководство в лице
В.Ющенкои обосновывает правомерность
изменения политического курса, одобренного референдумом еще в 1991 году,
постоянно ссылаясь на Закон Украины Об основах национальной безопасности
Украины.
Вместе с тем известно, что НАТО может принять в
свои ряды только те страны, которые отвечают определенным критериям, прежде
всего в политической, военной и экономической сферах. Курс политического руководства
государства на вступление в НАТО должен быть поддержан парламентом и обществом.
Практическая реализация провозглашенного курса нуждается в интенсификации
процесса реформирования оборонной сферы, внесения изменений и дополнений к нормативным
актам относительно обеспечения национальной безопасности, Военной доктрины,
Закона Украины Об основных направлениях внешней политики Украины с учетом
нового формата отношений с альянсом и др.
США установили контроль
над информационным пространством Украины, что дало им возможность регулировать
информационные потоки по вопросам пропаганды необходимости интеграции Украины в
НАТО.Выступления так называемых
экспертов, которые поддерживали эту мысль, щедро финансировались разными
способами. Наиболее легальным способом было предоставление грантов научным
комитетом НАТО при посредничестве Центра информации и документации НАТО в
Украине, оплата гонораров за доклады на семинарах, конференциях, круглых
столах,за издание книг и тому подобное.
Представители «оранжевых» сил сознательно и настойчиво
обходят вопрос практической реализации положений Меморандума о гарантиях
безопасности в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении
ядерного оружия (Будапешт, 5 декабря 1994 г.), всячески торпедируют проведение всеукраинского референдума по вопросу
вступления в НАТО и др.
Президент Украины В.Ющенко
и его «оранжевое» окружение ссылаются на Закон УкраиныОб основах национальной безопасности лишь
тогда, когда нужно как-то оправдать курс на интеграцию в НАТО, изакрывают глаза на те масштабные угрозы
национальной безопасности государства, которые подвергают сомнению само
существование независимой, соборной, суверенной Украины.